ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие при осуществлении федерального государственного контроля качества образования
 
2017 год
 
ВОПРОС: Группы продленного дня в школах для начальной школы – они должны быть или нет? Почему в школах они платные?
 
ОТВЕТ: В образовательной организации могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (ч.ч. 7, 8 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством осуществление присмотра и ухода за детьми при посещении группы продленного дня является платным.
 
ВОПРОС: Законна ли летняя трудовая практика обучающихся в школе?
 
ОТВЕТ: Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Поэтому прежде, чем рассматривать вопрос о привлечении обучающегося к трудовой практике следует оповестить его родителей (законных представителей) о том, что обучающийся может быть привлечен к работе в летний период. В данном случае необходимо их письменное согласие. Принуждать детей к труду без их согласия и согласия их родителей является незаконным. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Для того, чтобы интересы всех участников образовательного процесса были соблюдены по введению в школе трудовой практики необходимо привлечь общественный орган управления школой и вынести данный вопрос на общее родительское собрание школы.
 
ВОПРОС: Обосновано ли требование разработки учителем, наряду с рабочей программой для класса, отдельных программ для каждой категории детей с ОВЗ (то есть учитель должен иметь 3 программы в данном классе)?
 
ОТВЕТ: Рабочие программы учебных предметов являются составной частью образовательной программы образовательной организации. Согласно приказу Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года, осуществляется по утвержденным образовательным программам до завершения обучения.
В рамках реализации инклюзивного образования по единой образовательной программе и единому учебному плану для обучающихся одного класса, педагогические работники имеют право составлять одну рабочую программу.
 Однако, если для обучающихся с ОВЗ разработан индивидуальный учебный план, в котором количество часов по учебному предмету отличается от количества часов для обучающихся всего класса, в таком случае обязательно должны быть разработаны индивидуальные рабочие программы.
 
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, возникающие при осуществлении федерального государственного контроля качества образования
 
2016 год
 
ВОПРОС: Должна ли образовательная организация разрабатывать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья адаптированные основные образовательные программы?
 
ОТВЕТ: Статьей 79 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.
Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1598 и вступивший в законную силу с 1 сентября 2016г.
На основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ разработаны и включены в федеральный реестр (fgosreestr.ru) примерные общеобразовательные программы.
Для обучающихся с ОВЗ, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны разработать образовательные программы в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ и с учетом соответствующих примерных адаптированных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Закона).
Для обучения лиц с ОВЗ, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ можно также использовать примерные адаптированные основные общеобразовательные программы образования, или учитывать в основных образовательных программах образовательной организации разделы коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ, в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.
 
ВОПРОС: Какие требования к образованию педагога будут предъявляться после введения профессионального стандарта «Педагог», если учитель одновременно ведет различные предметы (например: МХК и географию)?
 
ОТВЕТ: Педагогу, имеющему высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», преподающему одновременно различные учебные предметы, согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016), достаточно пройти обучение по программам повышения квалификации по каждому  учебному предмету не реже чем один раз в три года.
 
ВОПРОС: Имеет ли школа право при переходе с шестидневной учебной недели на пятидневную неделю сократить часы, отведенные на освоение образовательной программы по учебному предмету?
 
ОТВЕТ: Режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно на основании локального нормативного акта с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся и работников (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка на обучающихся при 5-дневной и 6-дневной неделе определена Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.5). Согласно  федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312) и Регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016-2017 учебный год (приказ минобразования Ростовской области от  18.04.2016 № 271) по каждому учебному предмету определено количество  часов обязательных к изучению, а также предусмотрены часы, которые образовательная организация распределяет  самостоятельно.
На основании вышеизложенного, при переходе с 6-дневной учебной недели на 5-дневную в образовательной организации сократится количество часов, формируемых участниками образовательных отношений, так как учреждение обязано будет внести изменения в основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования в разделе учебный план и календарный учебный график.
 
ВОПРОС: Должна ли администрация образовательной организации отчислить обучающегося 9 класса, не прошедшего государственную итоговую аттестацию, из образовательной организации?
 
ОТВЕТ: Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)  по образовательным программам основного общего образования (п.61 приказа Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394) и письму Минобрнауки России от 24.04.2014 № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» обучающиеся, не прошедшие ГИА, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования и, по усмотрению родителей (законных представителей), могут продолжить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций, в форме семейного образования.
Таким образом, в случае принятия родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося решения о повторном обучении, обучающийся не отчисляется из общеобразовательной организации, а по решению педагогического совета на основании письменного заявления родителей и приказа руководителя учреждения, оставляется на повторное обучение с правом пройти государственную итоговую аттестацию не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых Минобрнауки России.
В случае принятия родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося решения о продолжении обучения в форме семейного образования, обучающийся отчисляется из образовательной организации на основании письменного заявления родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающегося с выдачей справки об обучении и вправе пройти экстерном ГИА по соответствующим предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых Минобрнауки России.
 
 2015 год
 
Вопрос: Можно ли в соответствии с действующим законодательством использовать в первом классе систему бального (отметочного) оценивания, оставлять на повторное обучение в первом классе?
 
Ответ: Особенности организации обучения в первом классе определены в СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 10.10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189). В первом классе школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.
В первом классе домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса начальной школы на второй год не оставляются (за исключением рекомендаций комиссии ПМПК по усмотрению их родителей (законных представителей).
 
Вопрос: У сына есть медицинский документ, освобождающий его от занятий физической культурой сроком на 1 год. Учитель настаивает посещать уроки. Правомерно ли это? Должны ли оценивать моего ребенка и как?
 
Ответ: Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрена дисциплина «Физическая культура». Обучающийся должен ее освоить. Справка, выданная медучреждением, является основанием для освобождения от физических нагрузок, но не от освоения дисциплины. Следовательно, ребенок должен присутствовать на занятиях и выполнять задания учителя, которые не связанные с физическими нагрузками (это может быть письменная работа, реферат, доклад и т.п). Согласно ст.ст. 28, 31 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" образовательные организации с учетом местных условий и интересов, обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" в аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» школа и учитель несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, поэтому, если по расписанию учебных занятий у обучающегося урок физкультуры, то оставить без присмотра школьника учитель не имеет права.
  
Вопрос: Какие требования предъявляются к документу о получении образования по дополнительным профессиональным программам?
 
Ответ: В соответствии с пунктом 19 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.
 
Вопрос: Каковы сроки освоения дополнительных профессиональных программ (по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки)?
 
Ответ: В соответствии с действующим законодательством «… Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - не может быть менее 250 часов» (пункт 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499).
До 1 января 2015 согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и пункту 22 приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» требования к количеству часов курсовой подготовки было следующим: 72 ч. – в начальной школе, 108 часов – в основной школе. Приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643, № 1644 вышеуказанный норматив (72 ч. – в начальной школе, 108 часов – в основной школе) отменен.
 
Вопрос: Какой печатью должны быть заверены документы об образовании?
 
Ответ: После вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации имеют право осуществлять заказ изготовления печати без изображения Государственного герба Российской Федерации, что соответствует положениям Федерального Конституционного закона и заверять документы установленного образца об образовании печатью без Государственного герба Российской Федерации.
Вместе с тем, образовательные организации вправе заверять документы установленного образца об образовании печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, полученной до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 
2014 год
 
Вопрос: Какими нормативными документами необходимо руководствоваться образовательной организации при разработке локального акта по порядку проведения промежуточной аттестации обучающихся?
 
Ответ: При разработке локального акта по проведению промежуточной аттестации обучающихся, в первую очередь, необходимо руководствоваться следующими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;         
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам − образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015) – для общеобразовательных организаций;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464) – для организаций среднего профессионального образования.
 
Вопрос: Как правильно оформить книгу выдачи документов о квалификации, присвоенной в образовательной организации?
 
Ответ: Требования к оформлению книг регистрации выданных документов об образовании и о квалификации регламентируются приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1186 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов».
 
Вопрос: Насколько принципиально соблюдение структуры основной образовательной программы школы?
 
Ответ: В соответствии с приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее − Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя и требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Разработанная образовательной организацией основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Следовательно, нарушение структуры основной образовательной программы начального общего образования не допустимо.
 
Вопрос: Может ли общеобразовательная организация проводить промежуточную аттестацию в течение каникул для обучающихся, имеющих академическую задолженность?
 
Ответ: В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» каникулы являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха и иных социальных целей и временем отдыха обучающихся, поэтому учебный процесс в этот период общеобразовательной организацией не проводится.
 
Вопрос: В новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» используются понятия «Основные общеобразовательные программы» и «Образовательные программы» - в чем отличие?
 
Ответ: В статье 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) дается толкование понятий «образовательные программы» и «основные общеобразовательные программы». 
В части 1 статьи 12 Федерального закона указано, что образовательные программы определяют содержание образования.
В части 3 статьи 12 Федерального закона сказано, что к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Таким образом, понятие «образовательные программы» используется для определения всего комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации. Данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Основная общеобразовательная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией и регламентирует ее деятельность.
 
Вопрос: Должен ли оцениваться комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», реализуемый как обязательный в 4-х классах в рамках БУП-2004 и по ФГОС начального общего образования?
 
Ответ: В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. В соответствии со статьей 30 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ») предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Формализованные требования по оценке успеваемости обучающихся по результатам освоения курса не предусматриваются. Решение о системе оценивания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть принято на уровне образовательной организации и закреплено в локальном акте организации.
 
Вопрос: Возможно ли в общеобразовательной организации вести учебный предмет «Мировая художественная культура» вместо учебного предмета «Искусство» в 8 и 9 классах?
 
Ответ: Стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, предусматривает изучение курса «Искусство» интегрировано или в качестве отдельных учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка». Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» не предусмотрено изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» в 8 и 9 классах за счет часов учебного предмета «Искусство».