Размер шрифта: A A A Цвет сайта:
A
A
A
Обычная версия

Публикации в СМИ

25 декабря '19

Парламентский вестник Дона – НАДЕЖДА ТОЛСТИК: «В ходе аккредитационной экспертизы установлено соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС»

 
№ 12 (146)от 24.12.2019
 
Подходит к завершению 2019 год. Самое время подводить итоги. Руководитель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежда Толстик рассказала «Парламентскому вестнику Дона» о результатах работы службы и выводах аккредитационной коллегии о соответствии качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС.
 
– Надежда Владимировна, в этом году аккредитационные экспертизы проводились с учетом новых изменений?
– В период с октября по декабрь 2019 года было проведено 14 аккредитационных экспертиз. При этом 10 экспертиз – в профессиональных образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам и 4 экспертизы в общеобразовательных организациях по основным общеобразовательным программам. При проведении аккредитационных экспертиз были учтены изменения, внесенные в Положение о госаккредитации образовательной деятельности в августе в части порядка ее проведения. Так, запрос документов осуществлялся по письменному запросу экспертной группы. В случае непредставления документов и материалов экспертной группой составлялись акты о непредставлении документов (КТТ). При выявлении несоответствий организации имели возможность принять меры по их устранению в течение 5 дней со дня получения информации. Изменился срок проведения экспертизы – с 5 до 10 рабочих дней. Специалистами отдела разработаны соответствующие информационные, методические материалы в помощь экспертам в соответствии с новыми изменениями. Использование такого порядка способствует как отработке текущих моментов, связанных с оформлением документации, так и принятию мер по устранению несоответствий ФГОС, которые возможно устранить в такой короткий срок. В результате снижается процент возвратов дел и отказов в госаккредитации.
– Расскажите, пожалуйста, о результатах аккредитационных экспертиз организаций СПО.
– Заявления в связи с окончанием срока действия свидетельства подали 7 профессиональных организаций, а 3 – в связи с аккредитацией ранее не аккредитованных образовательных программ. При этом 8 организаций – государственные бюджетные учреждения, одна – частная профессиональная организация – Шахтинский кооперативный техникум. На данный момент мы представляем результаты 9 аккредитационных экспертиз, так как Константиновский технологический техникум отозвал заявление на доработку в связи с наличием кадровых проблем по ППССЗ – педагоги не имели высшего образования. За текущий период данными образовательными организациями заявлено 40 образовательных программ: 21 программа подготовки квалифицированных рабочих и 19 программ подготовки специалистов среднего звена в рамках 20 укрупненных групп. Хочу подчеркнуть, что в настоящее время действуют разные типы стандартов, имеющих разную структуру, в соответствии с которыми разрабатываются образовательные программы ППКРС и ППССЗ, заявляемые для госаккредитации. Всесторонний анализ образовательной деятельности аккредитуемых образовательных организаций, проводившийся с помощью вышеназванных показателей, показал хорошие результаты.
– Как можно охарактеризовать уровень подготовки к профессиям и специальностям?
– Присваиваемые квалификации соответствуют рекомендуемому перечню, указанному в стандартах, а также лицензии на осуществление образовательной деятельности. Присвоение разрядов по ППКРС осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС – не ниже среднего разряда по отрасли. Объекты и виды профессиональной деятельности, к которым готовятся обучающиеся, соответствуют присваиваемым квалификациям и определяют содержание образовательной программы. Совокупность запланированных результатов обучения, сформулированных в образовательных программах, обеспечивает выпускникам освоение всех общих и профессиональных компетенций, установленных ФГОС. В заявленных программах есть в наличии все учебные циклы, предусмотренные ФГОС, а также разделы учебной и производственной практик, промежуточная и итоговая аттестация. В содержание рабочих программ всех дисциплин и профессиональных модулей включены разделы самостоятельной работы, практических и лабораторных работ. Объем лабораторных и практических работ определен с учетом выполнения рекомендуемой практик ориентированности (для профессий – 65-80%, для специальностей – 55-65%). Согласно выводам экспертных групп, при формировании содержания программы учтены требования регионального рынка труда, запросы потенциальных работодателей. Уделено внимание требованиям профстандартов по присваиваемым квалификациям в рамках специальностей и профессий. Программы ежегодно обновляются в соответствии с требованиями ФГОС. В учебных планах в структурах профессиональных модулей запланированы учебная и производственная практики. Содержание всех этапов практики определяют представленные экспертным группам программы практик.
– Где проводится учебная практика?
– Учебная практика проводится рассредоточенно либо концентрированно на собственной базе в мастерских, лабораториях и других помещениях аккредитуемых организаций. Как правило, это помещения мастерских, учебных лабораторий. Производственную практику молодые люди проходят на предприятиях, с которыми заключены договоры. В среднем по данному направлению образовательные организации взаимодействуют с 9 предприятиями работодателями различных форм собственности: ИП, ОАО, ООО. Реализация заявленных образовательных программ обеспечивается соответствующими педагогическими кадрами. Анализ показал, что педагоги имеют соответствующий опыт и уровень образования, и оно соответствует направлению деятельности в образовательной организации. Педагоги получают дополнительное профессиональное образование 1 раз в три года.
– Требования к наличию необходимой материально-технической базы?
– Общесистемные требования к материально-техническим условиям выполняются. Это позволяет на должном уровне проводить все виды лабораторных работ, практических занятий, учебной практики, теоретических занятий, предусмотренных учебным планом. Экспертам продемонстрирован полный перечень оборудованных кабинетов, лабораторий, мастерских, вспомогательных помещений, необходимых для полноценной реализации программ. В наличии объекты социально-бытового назначения – медицинские кабинеты, помещения для питания, спортивные сооружения, а также библиотеки, читальные залы.
– Комплектация библиотечного фонда соответствует нормам?
– Соответствует. Фонд представлен учебниками и учебными пособиями основной и дополнительной литературы как в печатном, так и в электронном виде в соответствии с требованиями ФГОС. Помимо основной и дополнительной учебной литературы, библиотечный фонд укомплектован официальными, справочными и периодическими изданиями. В соответствии с требованиями ФГОС образовательные программы обеспечены учебно-методической документацией по всем учебным циклам, дисциплинам, модулям. Учебно-методические комплекты сформированы по всем дисциплинам и модулям, применяются в работе организаций при реализации образовательных программ и подлежат ежегодному обновлению с учетом требований работодателя. Аккредитуемые образовательные организации используют возможности электронных библиотечных сервисов как по профессиям, так и по специальностям. Доступ к ним организован в учебных кабинетах, читальных залах, специальных помещениях для самостоятельной работы, кабинетах информатики. В образовательных организациях организован текущий контроль успеваемости. Формой промежуточной аттестации являются экзамены, дифференцированные зачеты и зачеты, количество которых не выходит за рамки рекомендуемых: не более 8 экзаменов на курс обучения, не более 10 зачетов (не считая физической культуры) на курс обучения. Результаты по профессиональному циклу и учебной практике выше, чем по другим циклам программы. Можно сделать вывод о достаточной сформированности профессиональных компетенций обучающихся, а также о рациональном распределении вариативной части программы именно на практическую составляющую. Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минпросвещения. Программа ГИА утверждена на заседании педагогического совета и доведена до сведения обучающихся в установленные сроки (за 6 месяцев). Формы итоговой аттестации строго регламентированы локальными актами и соответствуют требованиям ФГОС. Тематика ВКР соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и согласована с работодателями. Результаты ГИА аккредитуемых образовательных организаций таковы: 82% выпускников имеют оценки «отлично» и «хорошо».
– Как проходит трудоустройство выпускников?
– По данным отчетов экспертов, аккредитуемые образовательные организации обеспечивают трудоустройство – 58% выпускников трудоустраиваются в профильные организации. Сведения из управления службы занятости населения подтверждают эту информацию образовательных организаций. Среди безработных граждан зарегистрирован небольшой (1-2 человека) процент выпускников. Одним из показателей качества подготовки является наличие отзывов от предприятий работодателей. Ростобрнадзор, в свою очередь, располагает отзывами, которые поступают от предприятий через Союз работодателей Ростовской области. Так, от 4 работодателей поступили положительные отзывы об уровне подготовки выпускников в адрес ГБПОУ РО Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса. Так, руководство кондитерской «Золотой колос» отмечает, что практически 50% трудового коллектива – это выпускники Донского кулинарного техникума, которые характеризуются как грамотные, ответственные, творческие сотрудники.
– Расскажите, пожалуйста, о результатах работы с образовательными организациями, реализующими программы общего образования.
– Заявления для проведения процедуры государственной аккредитации подали 4 организации: 3 – на выдачу свидетельства, 1 – в связи с аккредитацией ранее не аккредитованных образовательных программ. На выдачу свидетельства – две новые муниципальные школы и вновь созданная индивидуальным предпринимателем школа «Дар». На переоформление свидетельства также школа индивидуального предпринимателя «Источник знаний», но уже ранее аккредитовавшая два уровня (начальное и основное общее образование). Школа №75 открыта в Ростове 1 сентября 2019 года. Плановая наполняемость школы составляет 1340 мест, фактическое количество обучающихся на 2 сентября составило 2421 человека. Это единственное общеобразовательное учреждение в микрорайоне Суворовском. Лицензия на осуществление образовательной деятельности получена в августе 2019 года. В школе реализуются программы всех трех уровней общего образования. Средняя общеобразовательная школа поселка Янтарного находится в Аксайском районе. Ее строительство осуществлено по программе исполнения наказов избирателей 2017 года. Открытие состоялось 2 сентября 2019 года. Лицензия выдана в августе 2019 года. Контингент представлен 29 классами с общей численностью 789 человек. Индивидуальным предпринимателем Голубевой летом 2019 года открыта гимназия «ДАР» (Донская академия развития). Она расположена в Ленинском районе города по улице Павленко. Здесь реализуются программы трех уровней. Школы располагают достаточной материально-технической базой по адресам, указанным в лицензии, а именно учебными кабинетами, спортивными объектами, вспомогательными помещениями, необходимыми для полноценной реализации программ. Они обеспечены на 100% учебниками (не менее 1 экземпляра на 1 обучающегося), учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию образовательной программы.
– Как обстоят дела с педагогами?
– Школы полностью укомплектованы педагогическими кадрами. В реализации образовательных программ участвуют в муниципальных школах более 100 человек во всех программах педагогических работников, у ИП – в среднем 10 человек на одну программу. 100% педагогов имеют соответствующие уровень и направленность образования; своевременно получают ДПО. В школах создана система оценки качества образования. Обучающиеся имеют стабильные результаты в освоении образовательной программы. В период экспертизы были проведены контрольные (срезовые) работы по разным предметам. Результаты контрольных работ соотносятся с результатами промежуточной аттестации и демонстрируют достаточный уровень освоения образовательных программ. Таким образом, в результате комплексного анализа образовательной деятельности 4 общеобразовательных организаций, проведенного в ходе аккредитационной экспертизы, установлено соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС.
 

Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/



список публикаций