Пароль?
регистрация
Логин:

Пароль:

Публикации в СМИ

05 апреля '13

Донские известия - Надежда Толстик: «Государственный образовательный стандарт — это закон»
№3 (40) март 2013
 
В конце февраля в Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области состоялось очередное заседание коллегии, на котором рассмотрены следующие вопросы: об итогах работы по проведению экспертизы по государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования за период с января по февраль 2013 года (докладчик И.Д. ГЛУБОКАЯ, главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений); об итогах работы по проведению экспертизы по государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования за период с января по февраль 2013 года (А.Ю. КОРОСТЫЛЕВА, ведущий специалист отдела контроля качества образования); об итогах работы по проведению экспертизы по государственной аккредитации муниципальных общеобразовательных учреждений Ростовской области за период с января по февраль 2013 года (Н.А. ВАСИЛЬЕВА, главный специалист, В.А. ИГНАТЕНКО, ведущий специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений). Вела заседание руководитель Ростобрнадзора Н.В. ТОЛСТИК.
 
В январе 2013 года аккредитационной комиссией проведена экспертиза соответствия государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки выпускников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Красносулинский металлургический колледж» по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам.
Красносулинский вечерний филиал Таганрогского металлургического техникума был создан в 1962 году на базе Сулинского металлургического завода, в дальнейшем переименован в Красносулинский механико-металлургический, в 1991 году реорганизован в Красносулинский металлургический колледж, которым руководит в настоящее время Г.Ю. Вакулина. К государственной аккредитации заявлены образовательные программы среднего профессионального образования:
– «Социальная работа» (повышенный уровень), контингент по очной форме обучения – 48 человек.
– «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» (базовый уровень), контингент – 11 человек.
 
Представленные к государственной аккредитации образовательные программы разработаны в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. В ходе работы аккредитационной комиссией проведен контроль среза знаний по общепрофессиональным дисциплинам и спецдисциплинам профессионального цикла. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников по предоставленным к аккредитации программам проведена на основании тестирования обучающихся в период аккредитационной экспертизы и сопоставления полученных результатов с результатами промежуточной аттестации учебного заведения.
 
Полученные при проведении аккредитационной экспертизы результаты оценки знаний обучающихся и выпускников позволяют оценить качество подготовки специалистов как соответствующее заявленным уровням образования.
 
Аккредитационная комиссия обращает внимание членов коллегии на то, что в данный момент, по данным мониторинга центра занятости, потребность в специалистах, получающих образование по программе «Социальная работа», на рынке труда Красносулинского района отпала, поэтому набор на данную специальность будет прекращен. По программе «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» предполагается набор расширить за счет заключения договоров с организациями и предприятиями других городов. Беспокоит судьба колледжа вообще, так как пока неизвестно, какие новые специальности следует в нем открыть. В  г.  Красный Сулин построено крупное предприятие «Гардиен стекло», однако оно полностью обеспечено кадрами за счет службы занятости. Планируется строительство металлургического завода в соседнем Усть-Донецком районе. Контрольные цифры приема и возможность открытия новых специальностей обговаривались с директором предприятия, но пока это вопрос будущего. С  закрытием программы «Социальная работа», может быть, не следует торопиться, так как потребность в соцобслуживании населения существует, и, с учетом большой текучести кадров в учреждениях социальной защиты эти работники тоже востребованы. По мнению членов коллегии, в таких малых городах, как Красный Сулин, подобные учебные заведения должны быть политехническими и рассчитанными, прежде всего, на потребности своего района.
 
В декабре 2012 года аккредитационной комиссией проведена экспертиза соответствия государственным образовательным стандартам содержания и качества подготовки выпускников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ростовский колледж культуры». В 1948 году был создан Ростовский библиотечный техникум, в 1960 году объединенный с Ростовской культурно-просветительной школой и реорганизованный в Ростовское культурно-просветительное училище. Приказом Министерства культуры РО Ростовское училище культуры переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ростовский колледж культуры». Директор – Е.В. Гуськова. Обучение контингента (745 человек) проводится по очной (400) и заочной (345) формам обучения. К  государственной аттестации было заявлено четыре образовательные программы СПО. О  достаточно высоком уровне качества подготовки выпускников колледжа свидетельствуют отчеты председателей Государственных аттестационных комиссий и статистические показатели результатов государственной итоговой аттестации за последние три года. Качество успеваемости выпускников по результатам государственной аттестации составляет 90% при стопроцентной успеваемости. За этот период дипломы с отличием получили в среднем 46% от всего числа выпускников. Анализ трудоустройства выпускников за этот же период по заявленным образовательным программам показывает, что в учреждения культуры городов и районов Ростовской области пошли работать 48% из них. При этом многие выпускники оказались востребованными и за пределами области, например, на данный момент около 15% обучившихся в колледже работают в учреждениях культуры Московской и Ленинградской областей. Ценный опыт преподавателей этого учебного заведения во многом определяет специфику заявленных образовательных программ. Члены коллегии подчеркнули важность и значимость наставничества, развитого здесь: за последние годы принято на работу 26 молодых специалистов. В основном это выпускники этого же колледжа, получившие высшее образование в вузах культуры Москвы и Санкт-Петербурга. Показательно, что в колледже активно действует клуб «Очень нужен нам», члены которого, опытные преподаватели, наставники передают свое педагогическое мастерство молодежи. Разговор о наставничестве послужил поводом для разговора об удивительном феномене школы №2 в п. Чалтырь: здесь существует конкурс среди выпускников школы на замещение в ней вакантных должностей после окончания вуза. В школе трепетно относятся к каждому выпускнику, следят за продвижением всех, хранят фотографии, наперечет помнят медалистов. Школу берегут, хранят как зеницу ока. Здесь нет дорогостоящего евроремонта, но линолеум, стены, хотя им много лет, блестят как новые. Наряду с современным оборудованием и технологиями не забыто все ценное старое: в кабинете химии, например, рядом с интерактивной доской неизменно почетное место традиционной таблицы Менделеева. На фоне этого особенно печально видеть пришедшие в негодное состояние другие школы области, между прочим, такого же года постройки. И смешно слышать, что в школы рядом находящегося района не хотят ехать математики. Чалтырская школа кадры растит сама. Вот пример достойной связи времен и поколений и наставничества в самом высоком его проявлении.
 
Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования ФСИН России профессиональное училище №205 в силу своей специфики не имеет права реализовывать профессиональные модули оператора заправочных станций, водителя автомобиля, слесаря-ремонтника, так как в образовательном процессе с осужденными не должны присутствовать легковоспламеняющиеся, отравляющие, колющие, режущие предметы. Это требует особого подхода при разработке учебных планов. На заседании коллегии прозвучало предложение о проведении обучающего семинара с образовательными учреждениями, находящимися в ведении ГУФСИН, по исполнению государственного стандарта образования и повышению квалификации педагогических кадров.
 
Члены коллегии ознакомились также с аккредитационными экспертизами по ГБОУ НПО РО профессионального училища №88 (Милютинский филиал) и ГБОУ НПО РО профессионального училища №52. Затем перешли к обсуждению государственной аккредитации общеобразовательных школ. МБОУ СОШ №8 г. Батайска изначально была вечерней, в ней по особой методике обучались дети из неблагополучных, социально-опасных семей. Вот уже год, как дети стали учиться в школах по месту жительства, и контингент начал выравниваться. Хотя остались дети из социального приюта, но выросли и ушли многие великовозрастные старшеклассники, набран кадетский класс. Пусть у школы нет еще больших успехов в сдаче ЕГЭ, но усилиями педагогов 14 детей сняты с учета КДН, а это, согласитесь, дорогого стоит.
 
Совершенно другая ситуация сложилась в школе с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков в г.  Зернограде. Новая школа, прекрасные условия, однако, как отмечает аккредитационная комиссия, здесь не был выполнен показатель по кадровому обеспечению образовательного процесса, необходимый для осуществления обучения по программам углубленного изучения предметов. В результате было выдано временное свидетельство о государственной аккредитации сроком на один год, подтверждающее соответствие федеральным государственным образовательным стандартам двух ступеней общего образования. В декабре в Ростобрнадзор поступило заявление о повторном проведении государственной аттестации. Однако и сегодня уровень реализуемой образовательной программы таков, что школа может быть аккредитована лишь как «средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов». Коллегия рассмотрела все вопросы повестки дня.
 
По итогам экспертизы коллегией утверждена государственная аккредитация представленных профессиональных и общеобразовательных учебных заведений.
 
П.Н. ТИЩЕНКО, министр образования РО в 1996–2001 гг., председатель комиссии по вопросам помилования на территории РО, член коллегии Ростобрнадзора:
– Коллегия рассмотрела очень интересные вопросы, которые являются теми отправными точками, по которым мы должны идти дальше, совершенствуя свою работу. Не могу не сказать о Батайской школе № 8. Я считаю, что критерий оценки деятельности образовательных учреждений такого профиля должен быть несколько иным. Ведь коллектив этой школы занимается социальной адаптацией детей, защитой их от влияния негативных факторов, таких как курение, наркомания, совершение правонарушений. Если такими детьми не заниматься, они могут быстро оказаться в колониях для несовершеннолетних. Поэтому та оценка, которая основана главным образом на освоении образовательных программ и на результатах ЕГЭ, не совсем корректна по отношению к таким школам. Успехи этих педагогов в спасении ребят, оказавшихся в нелегких жизненных обстоятельствах, число которых, к сожалению, сегодня превышает то, что наблюдалось в 1943 году, когда детдома были полны сиротами погибших и угнанных за рубеж родителей. Сегодня результаты ЕГЭ считаются основным критерием работы школы, но еще неизвестно, чья заслуга в его успешной сдаче больше – педагогов или репетиторов, которых, не скупясь, нанимают состоятельные родители.
 
Сегодня в систему образования вкладываются огромные средства. Но насколько эффективно они используются, какую дают отдачу – вопрос пока никем не изученный. Новейшая техника, оборудование, компьютерные технологии – используется ли все это на 100% или кое-где просто стоят в красиво оформленных классах «для комиссии, для проверяющих»…
 
Сегодня очень важно обратить внимание на кадровый состав педколлективов. Не менее 20% должно быть молодых кадров, однако в школах г. Ростова их не более 6-7%. Старшая возрастная группа превалирует, люди пенсионного возраста продолжают работать. Им трудно осваивать современные технологии, электронные учебники. По-человечески их можно понять. Но детям при этом мы недодаем положенное, значит, в стенах школы они могут не получить достаточного уровня образования. Полагаю, педагогическое сообщество при поддержке государства должно достойно решить эти животрепещущие вопросы.
 
Источник: Парламентский Вестник Дона – Донские Известия http://www.vestnikdona.ru/


список публикаций