Пароль?
регистрация
Логин:

Пароль:

Публикации в СМИ

17 января '13

Парламентский Вестник Дона - Государственная аккредитация состоялась
 
№12 (37) декабрь 2012
 
На состоявшемся в декабре заседании коллегии Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области были заслушаны два вопроса: об итогах экспертиз по государственной аккредитации муниципальных общеобразовательных учреждений Ростовской области и итогах экспертизы по государственной аккредитации государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Ростовской области профессионального училища №63.
 
По первому вопросу выступила главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Ростобрнадзора Н.А. Васильева.
 
– В течение октября-ноября 2012 года проведена процедура государственной аккредитации 44 образовательных учреждений.
 
В списке аккредитуемых учреждений в основном – сельские (малокомплектные) школы, их (70%), Чертковского, Верхнедонского Кашарского, Ремонтненского, Дубовского и Шолоховского районов. А также 7 школ г.Таганрога, 2 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста городов Аксая и Батайска, гимназия г. Ростова-на-Дону.
 
Необходимо отметить, что городские школы существенно отличаются от сельских, в частности, если рассматривать аккредитационные показатели «кадровой обеспеченности» и «результативности» образовательного процесса.
 
Так, в Чертковском районе, как и во многих других сельских территориях, остается нерешенной проблема дефицита молодых учителей и квалифицированных специалистов. Основные школы Чертковского района – малокомплектные, численность обучающихся в них от 68 человек и ниже. По определению малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Особенности преподавания в малочисленных группах сельских детей не отражены ни в специфике учебников, ни в пособиях. Поэтому здесь проблема может быть разрешена лишь высокой квалификацией учителя и поиском оптимальных образовательных технологий.
 
Количество педагогов, работающих более 20 лет, по всем аккредитуемым общеобразовательным учреждениям Чертковского района составляет 65%. Возрастной ценз педагогических работников в среднем от 50 лет и выше. В соответствии со средними региональными показателями для средних общеобразовательных школ педагогов с квалификационными категориями должно быть не менее 70%, с высшей и первой – не менее 40%, для основных общеобразовательных школ эти показатели – не менее 60% и не менее 30% соответственно. Количество педагогов, прошедших повышение квалификации за последние 5 лет – 100%. В средних школах Чертковского района этот показатель соблюдается. В основных школах – МБОУ Тихо-Журавской ООШ, МБОУ Павловской ООШ, МБОУ Семено-Камышенской ООШ – показатель невысок.
 
Если проанализировать кадровое обеспечение в городских школах Таганрога, то результаты гораздо выше по всем показателям.
 
Анализируя результаты экспертизы всех аккредитуемых учреждений, можно сделать вывод: результативность обучения в городских школах гораздо выше, чем в сельских. О чем свидетельствуют и результаты ГИА и ЕГЭ. За последние 3 года 7 учащихся школы №10 города Таганрога получили 100 баллов по русскому языку и физике. Кроме того, в каждой аккредитуемой школе г.Таганрога имеется по одному 100-балльнику. В Чертковском районе 100-балльники отсутствуют, что связано с низкой мотивацией обучающихся.
 
Еще одним важным показателем результативности образовательного процесса является поступление выпускников в учреждения высшего и среднего профессионального образования. 90% обучающихся всех аккредитуемых школ г.Таганрога поступают в образовательные учреждения высшего профессионального образования (в некоторых учреждениях этот показатель достигает 100%), и только 20% обучающихся школ Чертковского района (основных и средних) получают высшее профессиональное образование. В основном, они продолжают обучение в учреждениях НПО.
 
Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования Ростовской области составляет 60%. Проблемы сельских малокомплектных школ, в том числе и кадровое обеспечение, и материально-техническая оснащенность, обсуждаются уже не один год. Безусловно, малокомплектные школы требуют особого внимания со стороны учредителя и нестандартного подхода к решению проблем.
 
По второму вопросу выступила ведущий специалист отдела контроля качества образования Ростобрнадзора А.Ю. Коростылева.
 
– В соответствии с приказом Ростобрнадзора в октябре 2012 года проведена аккредитационная экспертиза государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Ростовской области профессионального училища №63.
 
В училище реализуются 5 образовательных программ, как по федеральным государственным образовательным стандартам, так и по государственным образовательным стандартам с общим контингентом – 254 человека.
 
Заявленные к государственной аккредитации образовательные программы – их тоже 5, с общим количеством обучающихся – 124 человека, реализуемые в соответствии с лицензией на образовательную деятельность, соответствуют Перечню профессий НПО.
 
Сроки освоения, содержание данных программ также соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.
 
Рабочие учебные программы по предметам профессионального цикла разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами начального профессионального образования. Рабочий учебный план выдержан по структуре и отражает уровень подготовки, квалификацию, нормативный срок обучения, распределение обязательной теоретической и практической учебных нагрузок обучающихся, консультации, экзамены.
 
Производственная практика организуется на базе предприятий, деятельность которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
 
Образовательное учреждение располагает материально-технической базой для реализации среднего образования, а также для реализации общепрофессионального и профессионального циклов и соответствует перечню необходимых кабинетов, лабораторий, мастерских. Проводится большая работа по ее совершенствованию с использованием бюджетных и внебюджетных источников: приобретены ноутбуки, учебная литература, оснащены кабинеты химии, физики, электротехники, лаборатории.
 
Вместе с тем, экспертами рекомендовано оборудовать кабинеты специального рисунка, медико-биологических дисциплин в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, пополнить оборудование мастерских необходимым оборудованием по образовательной программе «Парикмахер».
 
В образовательном процессе используется 30 персональных компьютеров, 16 из которых подключены к интернету, 2 мультимедийных устройства.
 
Обеспечена возможность доступа обучающихся к базам данных, библиотечным фондам, сети Интернет во время самостоятельной работы.
 
Аккредитационные показатели, в части обеспечения основной и справочной литературой, выполняются. Библиотечный фонд сформирован по полному перечню дисциплин модулей.
 
Вместе с тем, необходимо отметить, что на момент экспертизы критерии по обеспечению периодическими изданиями и обеспечению доступа к сети Интернет выполнялись не в полном объеме. Библиотечный фонд был пополнен периодическими изданиями, а библиотека – персональными компьютерами в ходе проведения экспертизы, что подтверждено договорами поставки и оказания услуг.
 
Уровень выполнения контрольных срезовых работ при аккредитации и самообследовании стабилен и превышает 50-процентный норматив.
 
Доля выпускников, трудоустроенных по полученным профессиям за 3 года, составляет 90%, призванных в Вооруженные силы – 10%. По данным Управления государственной службы занятости населения Ростовской области, на 1 декабря 2012 года на учете состоит 5 человек из числа обучающихся ПУ №63 по всем аккредитуемым профессиям.
 
Решению вопросов по трудоустройству обучающихся и предоставлению мест практики способствует социальное партнерство с предприятиями-работодателями на основе долгосрочных договоров.
 
Решению задач по качественной подготовке рабочих кадров способствует работа по обеспечению педагогическими кадрами. Базовое образование преподавателей соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Преподаватели профессионального цикла имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Мастера производственного обучения имеют квалификационные разряды по профессии рабочего (на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников). 100 процентов мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла прошли стажировку в профильных организациях. Квалификационную категорию имеют 83% педагогических кадров. Курсы повышения квалификации в течение пяти последних лет прошли 67% сотрудников. Педагоги имеют опыт публикации уроков в сети Интернет, успешного участия в зональном этапе конкурса «Педагогический работник года в системе НПО».
 
В училище организована социокультурная среда, работают кружки, спортивные секции, психологическая служба.
 
По результатам аккредитационной экспертизы установлено соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Ростовской области профессионального училища №63 федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования по заявленным образовательным программам.
 
По рассмотренным вопросам аккредитационная коллегия приняла следующие решения: вопрос о государственной аккредитации 44 общеобразовательных учреждений, прошедших процедуру аккредитации в указанный период, а также профессионального училища №63 решен положительно.
 
Н.В. ТОЛСТИК, руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области:
 
– У нас была возможность сравнить аккредитационные показатели с результатами аккредитационных экспертиз в малокомплектных школах в глубинке и школ, находящихся в более крупных населенных пунктах. И что же мы увидели? Разницу в мотивации к обучению у учащихся и в обеспеченности квалифицированными преподавательскими кадрами. Вывод: малокомплектным школам требуется особое внимание, потому что они – центр общественной и культурной жизни в селах и хуторах.
 
Радует, что все аккредитационные показатели преодолены образовательными учреждениями – школами, которые находятся в крупном городе и в сельской местности. Значит, мы можем констатировать, что уровень оказания образовательных услуг в наших школах в принципе достойный и достаточный для того, чтобы говорить о качественном образовании в регионе.
 
Что касается начального профессионального образования, то в училище №63, о котором мы сегодня подробно говорили, нужно отметить уровень подготовки мастеров производственного обучения, который наблюдается далеко не во всех аналогичных учебных заведениях. Это очень сложная и важная категория педагогических работников, которых данное учебное заведение сохраняет и обеспечивает их высокий уровень.
 
Высокие показатели по трудоустройству, отмеченные Управлением государственной службы занятости населения, собственный центр содействия трудоустройству выпускников училища, налаженная работа с социальными партнерами – все это слагаемые успеха данного образовательного учреждения.
 
В этом училище готовят высококвалифицированные рабочие кадры, востребованные, соответствующие рыночным условиям, что в свою очередь является одним из условий модернизации системы профессионального образования, предусмотренной новым законом об образовании.
 
А.А. ПАРШИНА, заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области:
 
– Правительством Ростовской области принята программа развития образования, подразделом которой является модернизация профессионального образования. Основной целью данной программы является подготовка высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда. Эту работу Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, совместно с Ростобрнадзором, ведет уже в течение двух лет. За последние два года 17 учреждений начального профессионального образования изменили свой тип и вид, и на сегодняшний день, осуществляя реализацию многоуровневых образовательных программ, готовят высококвалифицированные рабочие кадры. Эта работа очень важна в связи с тем, что новый закон об образовании, проект которого как раз и обсуждается в течение последних двух лет, предполагает реализацию среднего профессионального образования для подготовки как высококвалифицированных рабочих, так и специалистов. В Ростовской области органами исполнительной власти, реализующими государственную политику в сфере образования, данная работа ведется поэтапно, постепенно, и сегодня мы уже имеем определенный результат этой работы, который выражается в повышении качества образовательных программ и образовательных услуг. Сегодня образовательные программы составляются по новым государственным стандартам, разработанным совместно с работодателями, которые принимают активное участие и в реализации этих программ, и в оценке качества подготовки специалистов и рабочих кадров. Эта совместная работа, безусловно, обеспечит спокойный переходный период, в который система профессионального образования вступит после принятия нового закона об образовании.
 
Источник: Парламентский Вестник Дона http://www.vestnikdona.ru/



список публикаций